Римская империя и варвары.
Ослабевшая империя не в силах была отражать все новые полчища варваров, привлекаемых плодородием ее земель и молвой о неисчислимых богатствах ее вилл и городов. Западная империя, в которой процесс разложения рабовладельческого строя зашел особенно далеко, а классовая борьба приобрела особо резкую форму, теряла область за областью. Но и оказавшаяся, более прочной Восточная империя, где разложение рабовладельческого строя происходило медленнее, сдерживала натиск варваров лишь с крайним напряжением сил. Вестготы Алариха опустошили в начале V в. балканские провинции Восточной Римской империи, разгромили Италию, взяли и разграбили древнюю столицу империи —. «вечный город» Рим. В Испании и Юго-Западной Галлии вестготы основали свое королевство — первое варварское государство на территории Римской империи. Вандалы, свевы, бургунды, франки отнимали у империи провинцию за провинцией. Кочевники-гунны, прошедшие длинный путь от северных границ Китая, в IV—V вв. захватили огромные-пространства от Волги до Рейна, создали свою могучую державу. Гунны вплотную подошли к границам: империи, опустошали ее земли, требовали дани, угрожали самому ее существованию. Как Восточной, так и Западной империи приходилось не только воевать с варварами, но и вступать с ними в сложные политические сношения. Обычно варвары поселялись -близ границ империи или на ее территории сначала не как завоеватели, а как вассалы и союзники. С ними, с их вождями и знатью устанавливались договорные отношения, быстро менявшие свой характер, поскольку вчерашние вассалы сегодня превращались в бунтовщиков, а завтра становились завоевателями. С ними надо было договариваться, их надо было подкупать, от них надо было избавляться. Они в свою очередь предъявляли все новые притязания, требуя золота, серебра, земель для поселения. На этой почве возникали дипломатические отношения между варварами и Римской империей, или, вернее, двумя римскими империями.
Варвары, размещаясь в областях Западной империи, быстро переходили к новым общественным порядкам. Ускоренным темпом шел у них процесс разложения родового строя, образования классов, возвышалась королевская власть, создавалось государство. Между возникавшими варварскими королевствами границы были неясны и не установлены. Споры разрешались не только оружием, но и путем переговоров. По мере образования варварских королевств неизбежно-возникает у них и своя дипломатия.
Столкновения римского и варварского ми-Константинопольский своеобразные формы международного общения. Сохранилось .подробное и богатое живыми деталями описание дипломатических сношений восточно-римского (константинопольского) двора с. вождем гуннов Аттилой. Это описание составлено Приском — лицом, близко стоявшим к дипломатическим кругам Константинополя и лично принимавшим участие в посольстве к Ат-тиле. Из ого рассказов можно видеть, как варвары постепенно усваивали приемы римской дипломатии. Но и империи приходилось приспособляться к обычаям варваров. Приск описывает одно из посольств восточного императора Феодосия II к гуннам в 433 г. Встреча послов императора с гуннами произошла близ границы. Гунны заявили, что желают вести переговоры, но сходя с лошадей. «Римские ' послы, заботясь о своем достоинстве, имели с ними свидание также верхом»,—говорит Приск. В действительности переговоры являлись вынужденной уступкой, на которую византийцы пошли ввиду слабости империи. Был заключен договор, унизительный для империи, по которому она обязалась выдать гуннам всех перебежчиков и платить ежегодно но 700 фунтов золота. После этого обе стороны принесли клятву соблюдать договор, каждая по обычаю своих предков.
Варвары, усваивая обычаи римской дипломатии, старались извлечь из них для себя пользу, иногда в довольно грубой форме. В империя существовал обычай делать послам подарки. Аттила отправил з Константинополь послов с требованием выдать перебежчиков. Послы были осыпаны подарками и отправлены назад с ответом, что в империи перебежчиков нет. Тогда Аттила отправил других послов. Когда и они получили подарки и были отпущены, он отправил третье посольство, а за ним и четвертое. «Аттила, зная щедрость римлян, зная, что они оказывали ее из опасения, чтобы не был нарушен мир, — кому из своих хотел сделать добро, того -и отправлял к римлянам, придумывая к тому разные пустые причины и предлоги». Но Аттила из переговоров с империей научился не только этому.