Приск сообщает, что у Аттилы был присланный ему римским наместником в Галлии Аэцием писец Констанций, который составлял для него грамоты, по-видимому, на латинском языке. Для ведения переговоров Аттила использовал опытных в этих делах римлян из захваченных им областей империи. Приск подробно описывает посольство Аттилы к Феодосию II в 448 г. Послом был гунн Эдикон, «отличавшийся великими военными подвигами». С ним вместе был направлен римлянин Орест, который жид в одной из пограничных областей, отошедших под власть Аттилы. Эдикон был представлен императору и вручил ему грамоту Аттилы, в которой вождь гуннов жаловался на невыдачу перебежчиков и требовал установления новых пунктов для торговли. Император прочел грамоту, написанную -по-латыни. Затем: Эдикон сделал устные добавления к грамоте, переведенные придворным Вигилой, знавшим гуннский язык.
Судьба этого посольства интересна для характеристики приемов византийской дипломатии. Некоторые из константинопольских сановников с ведома императора подбивали Эдикона убить Аттилу, обещая ему «великое богатство». Эдикон притворно согласился на сделанное ему предложение и отправился в страну гуннов вместе с посольством императора, в которое вошел и Витила, главный исполнитель всего замысла. Эдикон выдал Аттиле заговор. Интересно, что Аттила не решился убить Вигалу, хотя и обратился к нему с гневной речью, .заявив, что его следовало бы предать лютой казни, и бросить, на расклеванне птицам, если бы этим не нарушались права посольства. Отсюда видно, что у варваров уже укоренялось представление о неприкосновенности послов — в чем они сами были заинтересованы, поскольку со своей стороны тоже направляли послов ко двору императора.
Аттила требовал, чтобы к нему присылали для переговоров не простых людей, а самых знатных, носивших консульское звание. Послы в переговорах с ним ссылались на то, что к варварам обычно отправляют незнатных людей, военных, но Аттила настоял, на своем. Послами к нему были отправлены патриции Анатолий из уважения к сану послов Аттила выехал навстречу границе, «чтобы не подвергать их трудам дальнейшего погвования. Сначала он говорил с патрициями над истом смягчился и заключил выгодный для Константинополя договор. На прощание он дал им богатые подарки. Так, сносясь с империей, варвары постепенно приняли римские понятия и обычаи в посольском деле.
В 478 г. Западная Римская империя прекратила свое существование. Вождь наемной дружины Одоакр низложил последнего императора Римской империи Ромула Августула. Первым завладевшего Италией Одоакра было установление отношений с Восточной Римской империей.
Остготскому государству пришлось вести сложную дипломатическую игру и на Западе, среди варварских государств, одним из средств умиротворения опасных соседей была политика брачных союзов. Одна из дочерей Теодориха была тана замуж за короля бургундов, другая — за короля вестов, сестра — за короля вандалов, сам Теодорих женился на тре короля франков. Руководителем политики Теодориха я знаменитый римлянин Каосиодор, продолжавший традиции дипломатии. Он оставил сочинения, в которых устанавливал ряд принципов международной политики. Так, он ( вал предпочтение миролюбивому разрешению международных споров, причем считал полезным обращаться к посреднику третьих держав; он считал, что договор, нарушенный 3-ей стороной, перестает быть обязательным для другой. Кас-дор отмечал важное значение брачных связей для установления дружеских отношений между государствами. Он считал обходимым оповещать всех государей о вступлении на престол нового правителя, определил условия, при наличии кото-политическим беглецам из другой страны может быть представлено убежище и т. д. Каосиодор придавал дипломатии иное значение. «Дело посла, — пишет он, — великое искусство». Послов надо выбирать осторожно. «Поскольку каждое законодательство требует мудрого человека, которому можно было бы верить дела провинции и государства, надо выбирать для самого умного, способного спорить с наиболее хитрыми и говорить в собрании мудрых так, чтобы множество искусных идей не могло взять над ним верх в поручаемом ему деле». хами отправляли самых знатных людей, чтобы оказать чужим государям и в то же время повысить авторитет посольства. Через остготские посольства римские обычаи у западных варваров. При франкском и вестготском устанавливается константинопольский этикет. Варварские короли начинают требовать от послов земных поклонов, пе отдавались императорам. У варваров все более укореняется представление о неприкосновенности послов.