К перечисленным окольным странам следует прибавить Скандинавию, связь с которой не порывалась и в XI в.
* Политические отношения скреплялись брачными союзами. Болеслав Храбрый, князь польский, сватался за дочь Владимира Предславу; его преемник Казимир был женат на другой дочери "Владимира — Марии Доброгневе. Младшая Дочь Ярослава Анастасия была за венгерским королем Андреем^ старшая, Елизавета, — за знаменитым норвежским королем. Гаральдом Гардрада. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа — Ингигерде.
Но соседними странами не ограничивались внешнеполитические связи Руси. Ярослав пытался вовлечь Германскую империю в борьбу с общим врагом, каковым к этому времени оказалась Польша. С этой целью он в 1043 г. направил посольство в Гослар с предложением руки русской княжны германскому императору. Шаг этот не увенчался успехом. Вскоре Ярослав выдал свою дочь Анну за французского короля Генриха I.
Международные отношения древнерусского государства. Договоры находили свое выражение в договорах, которые заключались киевскими князьями с соседними государствами. Сохранились три договора с греками князей Олега (911 г.), Игоря (944 г.) и Святослава (971 г.), но в источниках имеются сведения и о других договорах с Византией и с волжской Болгарией.
Игоря перечисляются «общие послы» от его жены Ольги, сына Святослава, двух племянников и «ото всего княжья», т. е. от 20 подручных князей (в том числе двух женщин).
Договоры имели целью прекращение неприятельских действий и установление «взаимной любви», т. е. союза между обоими государствами, «пока сияет солнце и весь мир стоит»... Но договору 911 г. империя оговаривала право принимать на службу русских дружинников. Договор 944 г. устанавливал более широкие военные обязательства. «Если будет просить у нас воинов князь русский. — заявлялось от имени императоров, — дадим ему, сколько ему потребно... Если же царство наше начнет просить у вас воинов на врагов наших, тогда напишем к великому князю вашему, и пошлет он нам, сколько хотим» и оттоле уведают иные страны, какую любовь имеют греки с Русью».
Договор 944 г. с особой тщательностью ограждал крымские владения империи от нападений и притеснений со стороны Руси. Кроме того, в нем, как, впрочем, и в договоре 911 г., на Русь возлагались известные обязательства в отношении помощи греческим ладьям во время кораблекрушений.;
В связи с прекращением военных действий вводились статьи о пленниках, устанавливавшие размеры и условия их выкупа. Это был очень важный пункт договоров 911 и 944 гг., так как одной из целей походов Руси на Византию был захват рабов для продажи.
Договоры отражают такую стадию международных отношений, когда подданные различных государств смотрели друг на друга как на естественных врагов, когда человек, попадавший в чужую страну, чувствовал себя, как во вражеском стане.. Пребывание, даже временное, в этой враждебной среде требовало поэтому регламентации всех деталей, чтобы, с одной стороны, оградить чужеземца от обид, с другой — обезвредить его. Самый приезд иноземцев был обставлен всевозможными стеснительными условиями. Послы и гости (купцы) должны были предъявлять в Византии доказательства своего официального положения в виде золотых печатей для послов и серебряных для гостей.. Только при этом условии византийское правительство брало на себя ответственность за их жизнь,. Но, как уже говорилось выше, несмотря на эту предосторожность, и на послов и на гостей одинаково смотрели в Константинополе как на врагов, способных нанести вред Византийской империи. По договору 944 г. устанавливалось, что князь русский, посылая своих людей в Константинополь, должен снабдить их особыми грамотами, в которых указывается, «что послал кораблей столько», чтобы греки знали, что они приходят «с миром». Людей, приезжавших с Руси без грамоты, византийское правительство должно задерживать и писать о них
великому князю; в случае сопротивления с их стороны оно не несет ответственности и за их убийство. Послам и всем вообще «приходящим» из Руси воспрещается творить бесчинства на пути в Константинополь. По приезде в столицу они должны зарегистрироваться и жить в определенном месте, на подворье монастыря св.