Чтобы одолеть вандалов, он привлек на свою сторону остготов, а остготов сокрушил при содействии франков. Военное вмешательство во внутренние дела других государств было одним из средств политики Юстиниана. Всего ярче эта политика выразилась в войнах Юстиниана с вандалами и остготами. В Африке и Италии Юстиниан использовал социальную борьбу в этих странах, в частности недовольство римских землевладельцев, вызванное захватом их земель варварами, и возмущение духовенства господством варваров-ариан. Римские землевладельцы и духовенство поддерживали Юстиниана. Папа Вигилий умолял его довести до конца неудачно начатую интервенцию в Италии. Остготы отчаянно защищались, поддерживаемые рабами и колонами, положение которых было облегчено варварами. Одержанная с большим трудом победа Юстиниана (555 г.) означала реставрацию рабовладельческой империи. Юстиниан вернул римским крупным землевладельцам и церкви отобранные у них земли, отнял у рабов и колонов все облегчения, полученные ими при готских королях.
Если сильного врага нельзя было ни купить, ни одолеть своим или чужим оружием, Юстиниан прибегал к политическому и экономическому окружению. Самым опасным соперником Византии было персидское государство Сасанидов, особенно усилившееся при Хосрове I. Военные действия против Персии были неудачны. Тогда Юстиниан поднял против Хос-рова всех его соседей. Против Ирана были брошены сабирские гунны, северные его соседи, кочевники Сирийской пустыни. угрожавшие ему с юга, бедуины Неджда, арабы Йемена, Эфиопское царство Аксума. Юстиниан поддерживал царей Лазики, преграждавших Персии путь к Черному морю. Чтобы избежать посредничества Персии в торговле с Индией и Китаем, Юстиниан стремился направить эту торговлю по морским путям, через Красное море.
Дипломатия служила развитию торговли, а расширение торговых связей в свою очередь использовалось Византией как .одно из сильнейших орудии дипломатии. Тортовые города, расположенные на окраинах империи, были форпостами ее политического влияния. Купцы, торговавшие с отдаленными народами, приносили в Византию сведения о них. С византийскими товарами к варварам проникало и политическое влияние
.Византии.
За купцом следовал миссионер. Распространение христианства также было одним из важнейших дипломатических орудий византийских императоров на протяжении многих столетий. Византийские миссионеры проникали в горы Кавказа, на равнины Причерноморья, в Эфиопию, в оазисы Сахары. Впоследствии христианство усиленно распространялось среди славянских племен. Хорошо известны те столкновения, которые имели место в Моравии между византийскими и немецкими послами из-за влияния на западных славян. Распространение эстианства на Руси было большой дипломатической Византии. Константинополь — Царьград становился городом для новообращенных народов. Миссионеры же время и дипломатами, трудившимися над византийского влияния. Они подлаживались к князьям, лицам, особенно же к влиятельным женщинам. варварских князей жены были христианки, которые «духовных отцов» становились сознательными сознательными -проводниками интересов Византии. папскому Риму, который не допускал службы на национальных, языках, Византия облегчим миссионерам дело распространения христианства, службу .на местных языках и переводя священное на языки новообращаемых народов. Евангелие было переведено на готский, гуннский, абиссинский, болгарский языки. Эта гибкая политика дала свои плоды. В обращаемых странах утверждалось византийское влияние. Духовенство доимое от Византии, играло огромную роль в варварских государствах как единственный носитель грамотности — греки или ставленники греков заседали в княжеских советах. Школа у новообращенных народов все от духовенства.
При византийском дворе всегда можно было видеть пеструю толпу послов со всех концов Европы, Азии, Африки в разнообразных национальных костюмах, слышались языки мира. Ведомство иностранных дел, которое налто о под управлением первого министра (Magister officio-и -последствника «логофет дрома»), располагало огромным держало переводчиков со всех языков, выработался порядок приема послов, рассчитанный на то, чтобы их воображение, выставить перед ними в самом высоком свете мощь Византии. В то же время прием обставлялся , чтобы не дать возможности послам видеть или слышать, он много,- узнавать слабые стороны империи. Послов встречали на границе.