Во всех этих посольствах панские послы играли подчиненную роль. Паны -были не совсем свободны в своих внешних сношениях и принуждены были спрашивать «советов» у франкских государей. Особенно усилилась зависимость паны при Карле Великом (788—814), когда после завоевания королевства лангобардов владения франков вплотную подошли к папским. Но папы, фактически подчиняясь франкским королям, все же стремились сохранить видимость духовного верховенства, дающего им право раздавать государям короны. В этом отношении большой интерес представляет история принятия Карлом Великим императорского титула в 800 г. "
Это — запутанная история, толкование которой вызвало немало разногласий в исторической литературе. Мысль о том, что принятие императорского титула может помочь ему поднять свой международный авторитет и власть над подданными, по-видимому, уже давно зрела у Карла. Папы его поощряли в этом направлении, стремясь возвысить своего нового покровителя за счет старого — византийского императора. Карла называли «новым Константином». Папа постарался сделать так, чтобы инициатива коронации исходила от него. Воспользовавшись пребыванием Карла в Риме, папа выбрал день, когда король был на богослужении в храме св. Петра, и внезапно надел на него корону, причем был пропет гимн, в котором Карл восхвалялся как император. Каря был недоволен тем, как все это было сделано, но титул принял. Во всяком случае папа сделал весьма ловкий дипломатический таг. «Разве императорская корона не была пожалована папой, и разве тот, кто жалует, не выше того, кто получает?» Этот аргумент выдвигался потом много раз в борьбе папства со светской властью.
Империя Карла Великого стала крупнейшей силой в Европе, где с ней могла помериться только Византийская империя.. Отношения с Византией занимали важнейшее место в дипломатки Карла. Сначала у него были грандиозные планы объединения Западной и Восточной империй путем женитьбы на византийской императрице Ирине. Но. низложение Ирины разрушило этот план. Новый император Никифор не признал за Карлом императорского титула, и между Франкской империей и Византией на ряд лет прекратились дипломатические отношения. В то время как Византии приходилось с трудом отбиваться от арабов, болгар, аваров и влияние ее слабело, авторитет Западной империи сильно возрос. Карл получил ряд важных привилегий на Востоке. «Святые места» в Палестине, бывшие раньше под покровительством византийского императора, перешли под опеку Карла. В год его коронации иерусалимский патриарх со специальным посольством послал ему ключи от «гроба господня» вместе с ключами и знаменами Иерусалима.
К Карлу в его столицу Ахен стекались послы из Дании, Англии и других стран. К нему направляли почетные посольства Альфонс II, король Астурии, шотландские короли. Все они искали дружбы и союза с императором Запада.
Франкские историки рассказывают о посольствах, которыми обменивались Карл Великий и багдадский халиф Харун-ар-Рашид, и о подарках, которые они посылали друг другу. Особенно сильное впечатление на франков произвел присланный Харун-ар-Рашидом слон. Летописи сообщают даже имя этого слона — «Абуль Абаз» — и отмечают год его смерти. Дипломатические сношения Востока с Западом поддерживались преимущественно через евреев, являвшихся главными торговыми посредниками.
В течение столетия, начиная с 30-х годов VII в., создавалась огромная держава арабов. Она превосходила размерами Римскую империю времен ее расцвета, охватывая области от Пиренейского полуострова до Западной Индии и границ Китая и от Кавказа и Средней Азии до Йемена и пустынь Африки. Арабская торговля и арабская монета проникали в самые отдаленные уголки Старого Света. Дипломатические связи Арабского халифата простирались от Китая до крайнего запада. Дамаск, великолепная резиденция Омейядов, был одной из величайших столиц мира. Культура, методы управления, а также приемы внешних сношений государства Омейядов складывались под сильным влиянием традиций Византии и отчасти сасанидской Персии.
Огромный халифат Омейядов начиная с середины VIII в. стал распадаться. Первое место среди арабских держав занял Багдадский халифат Аббасидов. При дворе Аббаеидов преобладали иранские традиции. В сложной системе деспотического ш бюрократического управления аббаоидокого халифата руководство внешними делами занимало одно из важнейших мест.