Среди отраслей управления, или «диванов», находившихся в ведения великого визиря, виднейшую роль играл «диван ар-расаиль» — министерство государственной корреспонденции, главной функцией которого были внешние сношения. В нем выработались определенные формы делопроизводства и церемониала. Несколько более поздние источники — политические трактаты и мемуары XI в. — могут быть использованы для характеристики приемов аббасидской дипломатии, поскольку ее традиции были чрезвычайно живучи на Востоке. Особенно интересные сведения дают мемуары Абу-л-Фазла Бейхаки (995—. 1086 гг.), в течение 19 лет служившего в «диван ар-расаиль» у султанов-газневидов, государей сильного мусульманского государства, образовавшегося в X в.- на территории нынешнего Афганистана я Северо-Западной Индии.
В мемуарах Абу-д-Фазпа Бейхаки содержится следующее описание посольства. В качестве послов отправляются два лица — одно принадлежит к числу придворной знати, другое выбирается из ученых мулл. Им обычно даются четыре грамоты. Одна из них адресована государю, к которому отправляется посольство. Она начинается цитатой из Корана, перечисляет титулы обоих государей, содержит приветствия и пожелания здоровья адресату, рекомендует послов, указывает пределы их полномочий и перечисляет документы, которые посол обязан предъявить адресату. Характерна заключительная просьба не задерживать послов и поскорее отправить их обратно. Другая грамота адресована первому послу и начинается словами: «О, наш брат и наш доверенный!». В ней содержатся подробные инструкции. Третий документ также содержал изложение дела, по которому направлялось посольство, ко он предназначался для передачи адресату во время переговоров. Наконец, последним документом был список подарков с указанием, кому какие подарки вручить. Посол должен передать приветствие и подарки и вести деловые переговоры. Если речь шла о заключении договора, то послу, по-видимому, давался уже готовый текст этого документа, в котором ничего нельзя было изменить. В случае несогласия иностранного государя подписать договор посол уполномочен был вести дальнейшие переговоры, причем он должен был информировать своего государя о их ходе и в случае надобности испрашивать новые инструкции. Если договор будет заключен, посол должен потребовать клятвенного его скрепления иностранным государем:, его сыновьями и приближенными. Важное место среди поручений, которые давались послу, занимала раздача подарков. Часть подарков вручалась по прибытии посла к иностранному двору, остальные лишь в том случае, если его миссия заканчивалась успехом. Чаще всего дарили драгоценные ткани и сосуды. Перевозкой и выдачей подарков ведал особый штат чиновников..
В другом источнике XI в. — в трактате Сиасет-намэ знаменитого визиря Сельджукского государства Низам ад-Мулька — есть главы, специально посвященные посольскому, делу. Трактат требует, чтобы по прибытии чужеземных послов на границу немедленно отправлялись гонцы с извещением, сколько их и сколько с ними люден. Их должны проводить и в дороге предоставлять им кров и продовольствие. Послов не следует оскорблять даже в том_ случае, если они представители враждебной державы, ибо в Коране сказано: «На посланнике только одна обязанность — верная передача». Сиасет-намэ обращает особое внимание на выбор посла. «Надо, чтобы он был смел в беседе, но не многоречив, совершал бы много путешествий.
Древнерусское государство очень рано вступило в сложные международные отношения. Самое географическое положение его на великих речных путях, соединявших Балтийское море по Волхову и Днепру с Черным морем и по Волге с Каспийским морем, определило связи древней Руси: на юге с Византией и Болгарским государством придунайских славян, на востоке с Хазарским каганатом и Волжской Болгарией, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали давнишние династические отношения. Оттуда черпали князья наемные военные силы, оттуда шел непрерывный приток варяжских искателей приключений. Через Хазарию проходила торговая, дорога в страны Средней Азии, куда руссы сплавляли пушнину и рабов. Одно время хазарские каганы пытались оспаривать у князей древней Руси сбор дани с населения Приднепровья.