ж Иерусалимским».
Ко времени царствования Людовика IX от-Дипломатического носятся первые попытки завязать дипломатические отношения Франции ,с могу-дамами осуществленными монгольскими ханами. Наслышавшись, будто бы монголы готовы принять христианство, Людовик отправил в 1253 г. с миссионерскими целями монаха Рубруквнеа к хану Мунке. Во избежание возможной неудачи миссии не был придан характер королевского посольства. Рубруквис должен был говорить, что отправился но приказанию главы своего срдеиа. Еще за несколько лет до того пана Иннокентий IV посылал я монголам с такой же миссией монаха Плане Карпини. Оба монаха оставили весьма ценные описания своих путешествий. Плано Карпитш, ехавший через Южную Русь к Батыю, а оттуда переправленный к главному хану в Монголию, шел еще но свежим следам недавнего нашествия монголов и собственными глазами м:ог видеть чудовищные -разрушения, произведенные ими на Руси. Когда Карпини и его спутники добрались до кочевья. Батыя на левом берегу Волги, то,, прежде "чем допустить но двору хана, жх заставили пройти между двумя очистительными огнями. Раньше чем войти в ставку Батыя, они должны были, стоя на коленях, выслушать наставление о том, чтобы, вступая в шатер, ни в коем случае не задеть порога. Войдя в шатер, оли, также на коленях, произнесли речь и передали хану послание папы, прося толмачей для ею перевода. Толмачи были им даны. Когда перевод был сделан, он был представлен Батыю, который, по словам Карпинн, «читал и внимательно отметил его». Не принимая сам никакого решения, Батый отпустил посланцев дальше к главному хану, которому, собственно, и была направлена грамота Иннокентия. Через несколько недель быстрой езды Карпини добрался до ставки Гуюка, избранив которого в верховные ханы — в императоры, как выражается Карпини, — происходило как раз в это время. Карпини описывает пышный церемониал выборов, на которых присутствовало множество подвластных монголам государей, в том числе великий князь владимирский Ярослав, вскоре умерший в ханской ставке, по-видимому, от яда. Там были сыновья грузинского царя, посол багдадского халифа, в общем, по словам Карпини, более 4 тысяч послов с разнообразными богатыми дарами. Панских послов ие скоро допустили к хану. Наконец, Карпини был проведен к Гуюку, с которым ему пришлось говорить через посредника, ибо «у татарских императоров в обычае, что они никогда не говорят с иностранцем собственными устами, как бы он ни был знатен». После нескольких аудиенций Карпини было вручено ответное письмо Гуюка к папе. С ним он и вернулся в Европу.
Любопытно отметить, что Плано Карпини собрал обширную информацию об организации военного дела у монголов и способах ведения ими войны, весьма важную для европейских государств с точки зрения подготовки к ожидавшемуся новому нашествию монголов.
Рубруквис ехал по другому маршруту, чем Карпини. Но и он добрался сперва до Батыя,, отправившего его вместе со спутниками опять-таки к верховному хану, которым был в это время Мунке. После многих мытарств Рубруквис добрался до ставки хана, где провел некоторое время, изучая нравы монголов, споря с идолопоклонниками об «истинной религии», рассуждая с ханом о вере. Но остаться в Монголии для проповеди христианства Мунке не разрешил ему и отослал обратно с грамотой, адресованной Людовику IX. Хитрый хан, отлично раскусивший, что Рубруквис и спутники являются не просто монахами-миссионерами, предлагал Людовику прислать к нему настоящих послов: «Таким образом, мы удостоверимся, желаете ли вы иметь с нами мир или войну». Заканчивал хан свое письмо недвусмысленными угрозами, что в случае войны европейцам придется плохо.
Миссия Рубруквиса закончилась безрезультатно, однако попытки установить дипломатические отношения между Францией и монголами на этом не прекратились. В 1283 г. к внуку Людовика IX Филиппу Красивому явилось посольство от монгольского хана Аргуна, одного из потомков Чингис-хана, владевшего Ираном и рядом соседних областей. Терпя от вторжений египетских мамелюков, Аргун предлагал французскому королю военный союз для сокрушения Египетско-Сирийского -султаната и отвоевания Иерусалима в пользу христиан. Посол Аргуна Раббан-Саума отмечает в своих мемуарах, что но поводу предложения хана Филипп IV ему ответил: - «Если монголы, которые ведь не христиане, готовы бороться, чтобы захватить 'Иерусалим, то тем более оснований вступить в борьбу нам. Коли богу будет угодно, мы двинемся с армией».