со своей стороны, увидел в походе удобный случай реализовать старые антивизантийские замыслы панской курии; он рассчитывал, создав угрозу Константинополю, добиться подчинения греческой церкви католическому Риму. Хитроумные интриги Венеции, не без участия тайной дипломатии Иннокентия III, привели этот поход к совершенно «неожиданным» результатам: вместо Египта, являвшегося официальной целью похода, рыцари креста, «уклонившиеся с пути», разгромили сперва далматинский город Задар, а затем направились к византийской столице. Иннокентий III если не формально, то но существу одобрил перемену направления крестоносной экспедиции. Приличия ради, однако, папа грозил крестоносцам церковными карами в случае, если они поднимут меч на христианский Константинополь. В 1204 г. банды рыцарей креста захватили и жестоко разграбили столицу Византийской, империи. Здесь было образовано новое государство крестоносцев — Латинская империя. Взятие Константинополя папа тотчас объявил «чудом божьим».
От разгрома Византийской империи больше всего выиграли венецианские купцы, нанесшие непоправимый удар своей торговой сопернице. Надежды же Иннокентия Ш па подчинение греческой церкви не оправдались. Ни проповедью, ни силой папство не сумело навязать унию греческому населению ненавистной Латинской империи.
Иннокентий III был и инициатором крестового похода против южнофранцузеких еретиков — альбигойцев, закончившегося страшным разгромом юга Франции «разбойничьим сбродом негодяев», как называет Маркс двинувшихся в этот поход северофранцузских рыцарей. Тот же пана призвал немецкое рыцарство к походу против язычников-ливов и утвердил в Восточной Прибалтике разбойничий духовно-рыцарский орден Меченосцев для обращения прибалтийских язычников в христианство огнем и: мечом. В публичных посланиях он призывал немецкое рыцарство двинуться на язычников-пруссов. Он благословил поход против фризских крестьян-штедингов, виновных.
Сын немецкого императора и сицилийской принцессы из дома пормапских разбойников, Фридрих II вырос в Сицилии, где причудливым образом скрещивались итальянская, византийская, арабская и еврейская культуры.- В сущности он был человеком без отечества, национальности и религии. Став в детства игрушкой з руках бессовестных политиков, он рано созрел и ожесточился сердцем,-Безгранично честолюбивый, он верил только в силу и ум, Беспокойная и неутомимая натура толкала его на новые и новые политические затеи. Фридрих был одним из наиболее обращая внимания на поход (1228—1229 гг.), ставший делом ввиду его притязаний на Иерусалимское королевство. На Востоке у него были дружеские связи с 'египетским султаном Эль-Камилем. Фридрих заключил с ним в 1229 г. договор о мире на 10 лет. Дипломатическим путем Фридриху удалось получить то, чего тщетно добивались крестоносцы силой оружия: ему был возвращен Иерусалим со «святыми местами». Правда, это было достигнуто ценой важных уступок — Фридрих обязался не помогать палестинским христианам в их борьбе с египетским султаном, в руках которого остались укрепленные пункты Палестины. В храме «гроба господня.» Фридрих сам возложил на себя: корону Иерусалимского королевства без всякого церковного обряда, В это время папа всеми средствами возбуждал против Фридриха палестинских феодалов, особенно духовно-рыцарский орден тамплиеров; венецианцы по наущению папы напали на владения Фридриха в Сирии. В Италии пана двинул в его земли наемные войска, в Германии он вел через доминиканцев агитацию за избрание другого императора. Но Фридрих внезапно вернулся в Италию и расстроил планы папы, который был вынужден пойти на соглашение. В 1230 г. между обошли противниками произошло свидание. Они помирились (мир в Сан-Джермано). Жертвой их сговора стала Германия, где в угоду папе «свободомыслящий» Фридрих предоставил свирепствовать инквизиторам-доминиканцам, которых взял под свое особое покровительство. Церковь и государство делили, между собою имущество сожженных еретиков.
Мир, однако, оказался непрочным. Новые попытки Фридриха подчинить себе ломбардские города вызвали вмешательство папы. Снова началась борьба, продолжавшаяся при преемнике Григория IX — Иннокентии IV. На соборе в Лионе папа торже-СТ1ЮНПО отлучил. Фридриха от церкви и объявил его низложенным. Папа объявил, крестовый поход против императора и тратил .на этот поход деньги, собранные с верующих на поход протай мусульманского Востока. В борьбе против папы Фридрих широко использовал орудие политической публицистики. Он обратился ко всем государям Европы с предложением помочь ему против общего врага — папы.