Отличительные черты индийской дипломатии на протяжении XI—-XVII вв. отражали своеобразие исторического развития ' Индии в этот период. При наличии крупных государственных образований (Делийский султанат и империя Великих Моголов) на территории Индии продолжали существовать многочисленные независимые мелкие феодальные княжества с разным уровнем развития, а также с различным этническим, языковым ж религиозным: составом населения. В средние века эти отличия играли особо важную роль и прямо или косвенно отражались на методах дипломатии и на дипломатической практике индийских государств.
Процесс объединения Индии растянулся па многие столетия. Как и в Европе, в индийской средневековой дипломатии: большую роль играли династические связи, взаимоотношения вассалитета, формы феодальных пожалований и т. п.
Вместе с тем з Индии наметились две основные формы дипломатической практики: дипломатия мусульманских правителей, тесно связанная с нормами шариата и дипломатия индусских государей, отражавшая обычаи и традиции индуизма. Наиболее мощными были государства Северной Индии, в которых с начала XIII в. правили мусульманские династии, в основном пришельцы из Ирана и Средней Азии. Связи Индии со Средней Азией не прерывались окончательно в течение всего средневековья.
В XI—XIII вв. Северная Индия подвергалась многократным вторжениям из Хорасана и афганских земель. В начале XIII в. в Дели образовалось сильное государство во главе с династией мусульман-завоевателей. Эти султаны Дели стремились расширить свои владения в Индии под флагом «священной войны» мусульман против индусов. Поэтому в нормах государственного права Делийский султанат в основном следовал предписаниям шариата. Султаны Дели стремились получить призвание халифов Багдада (которые считались преемниками пророка) и неоднократно посылали в Багдад миссии с ценными подарками. В 1229 г. впервые было получено официальное признание из Багдада, и в Дели оно ценилось тая высоко, что имя последнего Багдадского халифа ал-Мустасима чеканилось на делийских монетах ш течение нескольких десятилетий после его смерти и в мечетях читались пятничные молитвы в его честь. Надо сказать, что по мусульманскому обычаю чеканка имени на монетах, и чтение хутбы (пятничной молитвы) с упоминанием имени кого-нибудь означает признание его верховным прав! i л ь данной страны. Конечно,на самом деле делийские вне зависимости от какой-либо инвеституры из тизнание халифа придавало больший вес претензий султанов, выступавших в Индии в качестве «боры и Последний посланецот халифа прибыл в Дели и когда бунты феодалов и восстания крестьян оторвать власть делийского султана Мухаммеда Тугла. Полому посланник халифабыл встречен очень торжественно, с великими почестями. Преемник Мухаммеда Фируз Туглак писал в своей автобиографии: «Величайшая в: высшая честь, полученная мною божьей милостью, t- это то, что благодаря моей покорности и благочестию, послушанию и уважению к халифу укрепилась' моя власть».
Делийские султаны были озабочены обеспечением безопасности своей территории от набегов монголов и завоевательными походами в Южную Индию. Эти задачи решались военными действиями, а не дипломатическими переговорами. Дипломатическое искусство делийских придворных проявлялось лишь при переговорах о сдаче вражеских крепостей или о размерах следуемой дани при заключении мира. При этом победившему правителю всегда посылали богатые дары и в первую очередь слонов — это считалось наиболее приемлемым подарком государю. Иногда побежденный князь становился вассалом, и его бывшие владения передавались ему в качестве лена. В таких случаях делийский султан даровал своему новому вассалу почетные титулы и знаки власти —обычно большой барабан, зонт и право езды на слоне. Однако такие взаимоотношения между Делийским султанатом и вассальными индусскими князьями обычно были непрочными, и при первой, возможности или вассал стремился объявить себя независимым, или делийский султан захватывал вассальные земли и досылал туда своего наместника.
К середине XIV в. в Южной Индии образовалось два новых крупных государства: отделившееся от Дели государство Бах-мани, во главе которого стояла мусульманская династия, и индусская империя Виджаявагар.