Крупные сеньоры чувствуют себя независимыми государями и в качестве таковых сносятся как с иностранными, так . и со своими королями. Это одинаково относится и к светским и к духовным сеньорам. Выработались формальные приемы объявления войны и заключения мира через особых вестников, передававших поручение устно или при помощи известных символических действий. Эти вестники потом стали называться герольдами. Они носили гербы своих сеньоров, и их личность считалась неприкосновенной, как личность послов.
Тщетно стремилась церковь, - интересы которой часто страдали от феодальной анархии, установить известный порядок в этом хаосе. Делались попытки ввести некоторые правила, ограничивающие или хотя бы смягчающие право частной войны. С XI в. но инициативе церкви издавались постановления, которые воспрещали «вторгаться в храмы, притеснять и оскорблять монахов и их спутников, хватать крестьян и крестьянок, похищать или убивать жеребят, волов, ослов, баранов, овец, свиней; пусть никто не задерживает купцов и не грабит их товаров». Нарушителям этого «божьего мира» угрожали отлучением от церкви. Церковные соборы пытались установить так называемое «божье перемирие», запрещая частные войны по определенным дням (с вечера среды до утра понедельника), в праздники, в течение постов. Но никакие церковные кары не могли обеспечить проведение в жизнь этих мероприятий.
Несмотря на все стремления королевской власти в разных странах покончить с частными войнами, они упорно продолжались на протяжении всего средневековья, а с ними действовала и частная дипломатия. Раньше всего' частные войны были запрещены в Англии, где рано установилась сильная королевская власть. Но это не помешало им в новой форме вспыхнуть там в XV в. — в войне Алой и Белой розы. В Испания, во Франции и особенно в Германии королевская власть, бессильная бороться с феодальными войнами, долгое время принуждена была лишь вводить их в определенные рамки и тем самым в принципе их узаконивать. Золотая булла императора Карпа IV (1356) в сущности легализировала частную войну, установив лишь правила ее объявления.
Выступление на историческую .арену городов, которое привело в конце концов к усилению централизующих тенденций в феодальной Европе, в ряде случаев лишь осложняло характерную для феодализма раздробленность власти. Города ведут самостоятельную политику, объявляют войны своим сеньорам и друг другу, вступают в переговоры, заключают союзы. Добившиеся политической самостоятельности города делаются своего рода коллективными сеньорами со всеми их атрибутами вплоть до права частной войны.
Процессу феодального распада подверглась и церковь. Папская власть, укрепившаяся под покровительством империи Карла Великого, сохраняла свой авторитет несколько дольше,-чем империя. Церковь делала бесплодные попытки задержать стремительное распадение франкской монархии. Епископы протестовали, против разделения империи. Папа Григорий IV (827—844 гг.} настойчиво вмешивался в дела распадавшегося государства и требовал от подданных императора, чтобы они подчинялись ему, а не своему бессильному и неспособному государю.. Папа думал, что только этим он сможет укрепить-монархию. Папская власть пыталась поддержать свой авторитет на Западе -новыми фальшивками. Среди них наибольшей известностью пользуются так называемые «Лжеисидоровы декреталии», достойные занять место наряду с «Константиновым даром». Этот составленный в середине IX в. сборник подложных документов устанавливал, что поместный собор может быть созван лишь с разрешения папы, что' духовное лицо* осужденное поместным собором, может апеллировать к папе, что епископ не может быть смещен без согласия папы. Это была попытка укрепить папскую власть наперекор растущим. сепаратистским стремлениям местных церквей. Папа Николай I (858—867 гг.) выступает как властный глава Западной церкви, в то время как Франкская монархия уже фактически распалась. Николай энергично восставал против стремления местных церквей к самостоятельности. Он заставил подчиниться своим решениям сильнейших сторонников автономии местных церквей — архиепископа Равеннского, которого поддерживал император Людовик II, знаменитого архиепископа Реймсского Гинкмара и епископа Кельнского Гюнтера, который говорил о папе, что он «изображает из себя императора всего мира». Николай отменял решения поместных соборов и властно вмешивался в дела королей.