послание, заканчивающееся энергичным «ступай вон!». Месяц спустя Григорий низложил Генриха на Латеранском соборе, разрешил «всех христиан». от клятвы верности императору и запретил «служить ему как королю».
Пане удалось использовать недовольство, которое Генрих возбудил среди князей Германии. Они присоединились к папе, и положение Генриха стало безвыходным: в 1077 г. император был вынужден отправиться в Италию, чтобы просить прощения у всесильного Григория VII,
История свидания в Кан'оссе обросла легендой, и историку нелегко отделить факты от вымысла. Стоял ли Генрих босой на снегу перед воротами замка, дожидаясь, пока папа соизволит ого .принять, ила он ожидал этого приема в более комфортабельной обстановке — это не меняет дела. Каноеса могла казаться современникам решительной победой папы, и его сторонники всячески старались раздуть историю унижения германского императора, придумывая все новые подробности этого свидания. Для Генриха же каносское покаяние было лишь дипломатическим шагом, давшим ему передышку и спутавшим карты папы в той борьбе, которую Генрих повел в Германии против князей и избранного ими нового короля. В 1080 г. Генрих при поддержке недовольных германских епископов снова низложил Григория VII и выдвинул антипапу. Выдвижение ан-типап начинает играть такую же роль в императорской политике, как выдвижение антикоролей ж антиимператоров в политике пан.
Со своим антипапой Генрих отправился на завоевание Рима. Определенную роль в том, что немецкие войска вновь появились в Италии, сыграла в этот момент и хитроумная византийская дипломатия. Византийской империи угрожали тогда норманны: отряды Роберта Гюиокара, опустошив многие .земли Балканского полуострова, наводили страх на самый Константинополь. Чтобы отвлечь их внимание от. Византии, молодой василевс Алексей I Комнин (1081 — 1118 гг.) заручился поддержкой Генриха IV, который и двинулся на Италию, создав .южноитальянским, владениям норманнов угрозу с тыла.
Поневоле Роберту Гюискару пришлось идти иа выручку Григорию VII. В числе войск, помогавших главе католической церкви, находились и отряды сицилийских мусульман. Генрих вынужден был уйти из Италия, но норманны и арабы так разгромили Рим, узели так много народу в рабство, что Григорию нельзя было оставаться в опустошенном его .союзниками городе. Он последовал за норманнами в' Южную Италию, где и умер (1085 г.).
Борьбу с императорами продолжили его преемники. Первый этап ее завершил компромиссный Вормсекий конкордат 1122 г. В Германии император сохранил право вмешиваться в выборы епископов, в Италии он права этого был. лишен. Однако Вормсекий конкордат не прекратил столкновений между императорами и папами. Это был неудачный компромисс, лишь открывавший путь для новых конфликтов.
В конце XI. в. папская дипломатия сумела использовать в своих целях начавшееся на Западе широкое военно-колонизационное движение па Восток — крестовые походы. Они направлялись интересами весьма разнообразных групп западноевропейского феодального общества. На Восток стремилось рыцарство, которое искало новых земель для захвата, новых крепостных для эксплуатации, жаждало грабежа и добычи. На Восток были обращены взоры торговых городов, поднимавшихся в это время в Европе, особенно в Италии и стремившихся захватить в свои руки торговые пути в восточной части Средиземного моря. О переселении на Восток мечтало крестьянство, угнетаемое феодальными господами, разоряемое беспрестанными войнами, страдавшее от непрерывных голодовок. Деклассированные элементы феодального общества рассчитывали поживиться во время больших грабительских походов. Папство увидело во всех этих стремлениях, удобный случай для того, чтобы, воспользовавшись ими, поднять католический Запад иа «священную» войну против мусульманского Востока и таким путем повысить свой авторитет, подчинить своему влиянию Восток, обогатиться за счет доходов с завоеванных земель и. обильных сборов, которые должны были пойти со всех концов Европы. Поэтому папство с конца XI в. ревностно принялось за проповедь крестовых, походов. Организация крестовых походов стала одним ига средств воздействия пап на государей Европы. Она давала, новый предлог для вмешательства римской-курии во внутреннюю жизнь европейских государств.