в., так называемый «Декрет Грациана». При этом юристы, разрабатывавшие учение канонического права, -так называемые «декре-тисты», гораздо шире, чем глоссаторы, пользовались «естественным нравом» и «правом народов», которые у 1лнх отождествлялись с божественным правом, заключенным в «Священном писании». Развитие учений глоссаторов и декретлстов отражает тот период в истории объединения феодальной Европы, который соответствовал возвышению империи и папства и борьбе между ними. Но «универсальный» характер обеих этих сил, стремившихся стать над отдельными государствами, препятствовал выделению в их учениях международного права в особую область. Международное право могло выделиться лишь на почве развития и укрепления -самостоятельных феодальных монархий и зарождения национальных -государств. Рост государственного начала противоположность феодальной раздробленности приводил к разграничению публично-правовых и частноправовых понятий, к противопоставлению государства частным лицам, отношений менаду государствами отношениям между частными- лицами.
Развитию науки международного права содействовало и то, что юристы-теоретики были в то же время и практическими деятелями. Роль легис-тов в политической жизни Европы вс-е расширялась с конца XIII в. Из их числа назначались дипломаты, они редактировали договоры и другие акты международного значения. Государи всех стран заботились о том, чтобы иметь в своем распоряжении юристов, сведущих в международных отношениях, способных подвести правовое обоснование под их притязания в области международной политики, ловко составить договор. Международные споры нередко передавались -на заключение авторитетных юристов. Так, вопрос о правах английского короля Эдуарда III на французский престол, послуживший юридическим оправданием Столетней войны, обсуждался особой конференцией французских и английских юристов под председательством паны Климента VI, которого стороны избрали третейским судьей (в качестве частного лица, а не папы). Сохранилась подробная записка, составленная английскими юристами для Климента, в которой подробно развивается английская точка зрения и опровергаются возражения французских юристов. Французы от.водшш притязания Эдуарда, внука Филиппа IV Красивого, на том основании, что он был его внуком по женской линии. Англичане возражали, что римское, равно как и каноническое, нрав о допускает сына дочери к наследованию на правах собственности и, следовательно, допускает Эдуарда к наследованию французского королевства. Возражение французов, что Эдуард сам признал права Филиппа VI Валуа, формально принося ему ленную присягу, английские юристы отводили тем, что Эдуард был тогда несовершеннолетним, и «общее» право (т. о. и римское и каноническое) дает ему возможность отказа от всех совершенных во время несовершеннолетняя актов, если они нарушают его интересы. Кроме того, присяга была дана под влиянием страха потерять свои ленные владения, а страх и насилие, по римскому праву, делают сделку недействительной.
Практическая работа юристов в области международных отношений создавала почву и для теоретических обобщений, Международное право как особая отрасль юриспруденции впервые отчетливо выступает в учениях так называемых «постглосеаторов», или «комментаторов», которые, стоя в основном на почве римского права, развивали его теории гораздо свободнее, чем глоссаторы. Они охотно пользовались понятиями «естественное право» и «право народов» и применяли к изучению и толкованию римского права заимствованный у богословов схоластический метод, допускавший сложные и ухищренные логические дедукции, часто уводившие далеко от источника. Но они пользовались этими приемами с чисто .практической целью — приспособить теорию права к новым потребностям жизни. Так, в противоположность учению глоссаторов об империи как едином государстве они выдвинули учение о суверенитете отдельных государств. Учение постглоссаторов зародилось во Франции, которая была вполне суверенным государством, независимым ни от папы, ни от императора. Французские юристы-постглоссаторы, как Жан Фор, провозглашали полную суверенность отдельных государств, считая Священную Римскую империю лишь одним из них. Другие, как знаменитый Бартол, старались найти, компромиссную линию, признавая юридически «единство» империи, но указывая, что фактически .она- утратила власть над отдельными государствами. Все те атрибуты, которые глоссаторы приписывали только императорам, переносятся теперь на все государства — право верховного законодательства и управления в пределах их территория, право вступать в союзы, заключать договоры, право самозащиты в виде войны и репрессалий. В частности Бартоя в специальном трактате, написанном в 1354 г.