реформ создана централизованная конгрегация (объединение) монастырей, а в них введен новый суровый устав, установлен строгий контроль за соблюдением безбрачия духовенства (целибат) и запрещена продажа и покупка церковных должностей.
Одним из важных результатов клюнийского движения было укрепление позиций папства, Во второй половине XI в. панство выступило с притязаниями на объединение под своей властью всей феодальной Европы.
И империя и папство выступали со своими притязаниями в обществе, где еще не было ясных национальных и государственных границ, потому что не было еще ни наций, ни сложившихся государств. В таких условиях -объединительная политика империи и панства приняла «универсалистский» («вселенский») характер. Императоры, как и папы, стремились утвердить свою власть над всем христианским миром' и даже за его пределами. В этом стремлении обе эти силы — за каждой из них стояли определенные группировки господствующего класса — неизбежно должны были столкнуться между собой. В конфликте одержало верх папство. Однако поставленные как империей, так и папством политические цели были несбыточными. Они отражали неразвитость центростремительных сил в феодальном обществе на известной стадии его развития. Универсалистские идеалы, к достижению которых стремились императоры и паны, остались пустой фантазией. Сплочение феодального мира и на Западе и на Востоке пошло иными путями, совсем не теми, которые рисовались папам и императорам в эпоху их борьбы за гегемонию.
С середины XI в. влияние папства на За-и Генпих IV паде быстро возрастало. Усиление панской власти, вызванное общими экономическими и политическими условиями тогдашней феодальной Европы, было идеологически и организационно подготовлено клюнийским движением: в процессе его развития в католической церкви были проведены различные преобразования, которые укрепили и моральные и материальные позиции церковных учреждений снизу доверху. Если германские императоры раньше назначали пап по своему произволу и самовластно управляли панским престолом, то со второй половины XI в. положение изменилось. Императору Генриху IV прищлось уже столкнуться « лице папства с грозной и организованной в международном масштабе силой католической церкви, выступавшей в качестве крупного интернационального центра феодальной системы. Важнейший вопрос, вокруг которого вначале разыгралась борьба императоров с папами, — вопрос об инвеституре — t был тесно связан с международной политикой папства. Папа хотел иметь в лице епископов покорных слуг «апостольского престола»; он стремился овладеть теми органами церковной организации, которые до этого времени представляли важнейшую опору императоров; папа добивался того, чтобы через них внедрить свою власть в глубь Священной Римской империи.
Своим укреплением папская власть во второй половине XI в. многим обязана талантливой дипломатии клюнийского монаха Гильдебранда, ставшего затем папой Григорием VII (1073— 1085 гг.). Еще до вступления та а папский престол Гильдебранд, достигший кардинальского сана, фактически руководил всеми делами церкви. Он использовал малолетство Генриха IV и феодальные смуты в Германии, чтобы, не боясь вмешательства императора, укрепить положение папства. С 1059 г. при активном участии Гильдебранда устанавливается новый порядок избрания паи — коллегией кардиналов: император отстраняется от влияния на выборы. Именно при нем клюнийцы вводят безбрачие духовенства: это должно было не только обеспечить надлежащий престиж церкви, но и полностью превратить духовенство в орудие главы церкви, поскольку никакие семейные заботы уже не могли отвлекать церковнослужителей от выполнения прямых религиозных обязанностей. В Италии Гильдебранд заключил союз с маркизатом Тосканой. Он лично отправился в Южную Италию, где в это время, утвердились потомки скандинавов — норманны, и в Капуе от лица римского папы Николая II заключил союз с яорманоки-м -графом Ричардом. В 1059 г. граф Ричард и Роберт Ггоискар, герцог Апулии, главный предводитель норманских завоевателей, признали себя папскими вассалами: они обязались платить папе ежегодную дань, оказывать военную помощь, защищать новый порядок папских выборов.