Созванный в Пизе собор (1409 г.) кроме духовенства прибыли представители тринадцати университетов, более 300 магистров богословия и докторов права и послы почти всех католических государей. Именно на зхом соборе впервые все члены были распределены по «.нациям». «Наций» считалось четыре: '.итальянская, французская, германская и испанская. Но это деление, закрепленное канонической традицией, к этому времени в значительной степени утратило смысл и представлялось искусственным, объединяя в одной «нации» несколько самостоятельных государств, нередко с противоположными интересами. Так, в «германскую нацию» были включены, кроме Германии, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Чехия, Польша и Венгрия. Впрочем, на Пизакском соборе это деление не играло существенной роли, так как голосование производилось не до «нациям», а по «головам». Пизанскому собору не удалось устранить «великого раскола»; дело даже ухудшилось, так как к двум прежним папам, не пожелавшим сложить полномочий, прибавился еще третий, выбранный собором.
Новому, Констанцскому, собору удалось поставить во главе церкви одного папу (Мартина V). Вопрос о распределении по «нациям» принял на соборе очень острую форму, поскольку на этот раз голосование производилось но «нациям», а не по «головам», Англичане потребовали выделения их в особую «нацию». В прениях по этому вопросу выдвигается уже новое понимание «нации», обусловленное началом формирования национальных государств. Англичане образовали пятую «нацию» наряду с четырьмя остальными. Для обсуждения дел каждая «нация» сначала собиралась отдельно. Немало столкновений вызвали вопросы местничества — размещения «наций» на соборе и порядка голосования. Споры, происходившие внутри отдельных «наций», в значительной степени объясняются тем, что принцип деления по «нациям» все же в основном остался прежним, и в состав большинства «наций» входили представители разных государств, интересы которых нередко расходились.
Не считая ряда второстепенных дед такого рода, собор старался уладить спор между Литвой и Польшей, причем выдвигал в качестве посредника ни больше ни меньше, как Тевтонский орден! Предметом обсуждения была также непрекращавшаяся Столетняя война. Практические результаты предпринятых собором попыток примирения были ничтожны.
Одной из причин, побудивших созвать Базельский собор, была победоносная борьба чешских гуситов с немецко-католическими крестовыми походами и широкое распространение среди трудящихся масс Европы идей левого крыла гуситов — таборитов, стремившихся к перестройке общества на основах социальной справедливости «гражданского равенства и даже отчасти уже равенства имуществ». (Энгельс). Базельский собор, видя безуспешность прямой борьбы с гуситством, заключил соглашение с «чашниками», правым крылом гуситов, сделав ему некоторые уступки. Этим Собор оторвал чашников от общенационального движения чехов, подготовил разгром крестьянской революции в Чехии и обезоружил гуситское движение в целом.
И Базельский и Ферраро-Флорентийский соборы занимались вопросом о нависшей с Востока турецкой угрозе и в связи с этим вопросом об отношении к Византии. Потерявшая почти все свои владения, находившаяся накануне своей гибели Византия все еще надеялась получить помощь от Запада. Переговоры с византийским императором Иоанном VIIIодновременно и Базельским собором и папой Евгением IV. Базельский собор и император обменялись посольствами. В числе византийских послов был игумен. Исидор, впоследствии митрополит Московский, горячий сторонник унии. Но высокомерное поведение руководителей Базельского собора заставило греков искать сближения с папой, который враждебно относился к собору, стремившемуся ограничить папскую власть. Папа созвал свой особый собор в Ферраре (1438 г.), перенесенный затем во Флоренцию (1439 г.). Заседания Ферраро-Флорентийского собора были обставлены необычайно торжественно. На него прибыли император Иоанн VIII с братом, константинопольский патриарх Иосиф, много представителей высшего греческого духовенства, в том числе знаменитый гуманист Виссарион Никейский, впоследствии кардинал католической церкви. Великий князь московский Василий II послал на собор недавно назначенного митрополита Исидора с большей свитой из русских церковных и светских, лиц. Среди .православного духовенства были и решительные сторонники унии (как Виссарион и Исидор) и непримиримые ее противники, и прения затянулись. Папа старался оказать давление на греков, вплоть до сокращения им продовольственных, выдач.