в. завести три новых сборника — Liber Albus, куда заносились договоры с Востоком (Византией, Сирией, Арменией и Кипром), Liber Blancus, куда заносились договоры с итальянскими государствами, и Liber Pactorum, куда заносились все прочие договоры,
По сравнению с тем хаосом и беспорядком, в котором находилась в XV в. административная деятельность большинства европейских государств, столь точная регламентация дипломатического дела в Венеции представляла строгое и стройное целое. Талантливые и блестящие дипломаты были тогда вообще нередким явлением, но дипломатия как таковая впервые доведена была до степени искусства и системы именно в Венеции, где, по словам Коммина, «в настоящее время дела ведутся более мудро, чем в какой бы то ни было монархии или республике мира»,
Приемы итальянской и особенно венецианской дипломатии оказали сильнейшее влияние на дипломатию складывавшихся в это время в Европе абсолютных монархий.
1. Первые международные конгрессы. Зарождение науки международного нрава
Вселенские соборы На созывавшиеся папой «вселенские со-XII—XIV вв. боры» Западной церкви съезжались пред-
ставители высшего духовенства, а часто и послы светских государей из всех стран Европы. Поскольку дела церкви постоянно носили политический и международный характер, вселенские соборы можно рассматривать как своего рода предшественников международных конгрессов. Огромное международное значение имели и некоторые соборы, которые считались не «вселенскими», а «поместными»; таков, например, знаменитый Клер-монский собор 1095 г., положивший начало крестовым походам на Восток.
В XII в. на вселенские соборы приглашалось только высшее духовенство. По-видимому, никаких прений там не происходило. Соборы должны были лишь давать торжественную санкцию решениям пап. В XIII- в., в эпоху наивысшего усиления папской власти, на соборы вызывались не только прелаты, но и светские государи — лично или через представителей. На соборах обсуждались не только церковные дела, но и светские. Соборы XII—XIII вв. подтвердили ряд прежних постановлений международного характера и декретировали много новых. Среди них особо важное значение имели решения, устанавливавшие «божий мир» и «божье перемирие», льготы крестоносцам и их семьям, ограничения в правах евреев и мусульман, запрещение пользоваться метательными снарядами в войнах с христианами, запрещение военной помощи врагам христианства, в частности запрещение доставки им военной контрабанды, меры по борьбе с пиратством. На соборах обсуждались такие важные вопросы, как кандидатуры на императорский престол, низложение императора Фридриха II, угроза Западу со стороны монголов; обсуждались и столкновения между германскими князьями, разорение Польши литовцами. В XIV в. имел место только один вселенский собор, в начале «Авиньонского пленения» пап (1311 — 1312 гг.), протекавший под сильным воздействием светской власти. Затем в связи с изменившимся политическим положением папства вселенские соборы не созывались в течение почти' столетия.
Среди чисто церковных дел, разбиравших. вопрос о борах, было много таких, которые церковной унии в XI—XIV вв. по существу были делами международной политики. Некоторые из них захватывали отношения не только между государствами католического Запада, но и отношения между Западом и Востоком. К числу таких дел относится .вопрос объединения Западной и.Восточной церквей. Уже вскоре гаос-ле «разделения церквей», официально происшедшего в 1054 г., хотя фактически начавшегося гораздо раньше, Византии пришлось искать помощи у пан, которых константинопольская церковь незадолго перед этим предала проклятию. При этом в качестве дипломатической почвы для сближения неизменно служила идея «объединения церквей». Эта идея выдвигалась уже перед первым крестовым походом, когда Византия искала помощи против норманнов, турок и печенегов. В XII в. Византии, сохранявшей еще некоторые владения в Южной Италии, приходилось вести сложную дипломатическую игру между норманским Сицилийским государством, папством, Священной Римской империей, Венецией, сближаясь то с императором против папы, то с лапой против императора.