Тут опять выступает план церковной унии. И папство и Византия связывали, в это время с идеей унии далеко идут дие политические расчеты. Византийские императоры надеялись с помощью пап утвердить свою власть над Западом, а тем самым и над папством; папы мечтали с помощью византийских императоров стать господами византийском церкви, а затем и Византийской империи. Паны, казалось, были ближе к своей цели. В XII в. Византия потеряла последние свои владения на Западе. После страшного погрома, каким были четвертый крестовый поход и «Латинская империя» (1204—1261гг.), восстановленное Византийское государство сохранило только тень былого могущества. Самым опасным врагом Византии было Сицилийское государство, в котором тем временем господство" норманнов сменилось сначала властью Гогенштауфенов, а затем властью призванного папой французского ириица Карла Анжуйского (1266 г.). Карл Анжуйский делал приготовления к походу на Восток, мечтая о захвате ослабленной Византии и о восстановлении там: «латинского» владычества; но о том же мечтал и папа, и их взаимное недоверие позволило византийскому императору Михаилу VIII выполнить успешный -дипломатический маневр. Он обратился к папе и снова выдвинул идею церковной унии. Этот вопрос решался на втором Лионском соборе 1274 г. По этому случаю на собор был вызван знаменитый представитель католической церковном учености — Фома Аквинский, но он умер но пути в Лион. Его заменил другой крупный католический богослов —. Бонавен-тура. Византийский император отправил на собор торжественное посольство с бывшим патриархом Германом во главе. Византийская делегация пошла на большие уступки: ею было признано главенство папы над Восточной церковью и принят ряд догматов, из-за которых давно шел спор с Западной церковью. Папа со своей стороны обещал удержать Карда от враждебных действий против .Византии. Но решения собора резкий отпор в Византин, Уния была отвергнута большинством византийского духовенства; скоро от запись и папы. Но Михаилу VIII удалось выиграть и изменившаяся политическая обстановка избавила его опасности.
Лисп церковной унии опять всплыл в связи с той угрозой, нависла над Византией со стороны государства турок, начавших в XIV в. свои завоевания на Балканском В 1369 г. византийский император Иоанн V лично Рим и в храме Петра в присутствии папы торжественно ги.1 и; католические догматы и верховенство папы над Арпстианами. Но, как и Лионская уния, это новое «соединение церквей» не дало никаких результатов. Уния не была признана византийским духовенством, да и папа не мог дать императору ничего, кроме обещаний. Новые попытки объединения Восточной и Западной церквей относятся уже к эпохе «соборного движения».
Период «Авиньонского пленения» пап Начало соборного (1308—1378) сменился периодом «вели-Миланский собор кого раскола» католической церкви. В 1378 г., после смерти папы Григория XI, во главе церкви оказались двое пап: часть кардиналов выбрала «грубого калабрийца» Урбана VI, а другая — «чудовищную скотину» Климента VII, как их характеризует Маркс. Они «начали друг друга отлучать и предавать анафеме», к соблазну всего католического мира. «Антипапы» не представляли новости: в видавшей всякие виды истории католической церкви; но раскол церкви затягивался и углублялся, и спасение ее авторитета зависело от прекращения этого неслыханного скандала. Единственным выходом из создавшегося полон-гения казался созыв вселенского собора. Важнейшим центром «соборного движения» стал Парижский университет. Один за другим следуют «великие соборы» XV в. — Пизанский, Констанцский, Базельский и заседавший параллельно с ним Ферраро-Флорентийский. Соборам не удалось выполнить свою главную задачу — обновить церковь, но единовластие в ней в конце концов было восстановлено. Соборы XV в. сыграли видную роль в истории международных отношений. Вселенские соборы XV в. 'Значительно отличались от своих предшественников XII—XIV вв. Они претендовали: теперь на руководящую роль в церкви. Их состав расширился. В них входили наряду с высшим духовенством представители университетов, богословы ж юристы. В них нашли: доступ и представители низшего духовенства. Государи и их послы стали играть важнейшую роль в деятельности соборов. Кроме того, представительство на соборах приобретает «национальный» характер, Участники соборов делятся по «нациям». Правда, самое понятие «нации» выступает сначала не совсем ясно, но оно все более определяется в ходе работы соборов.