особенно появление гуситских армий вызвали восстания крестьян и городской бедноты во многих деревнях и городах Германии и других соседних с Чехией стран —.в Словакии, Венгрии, Польше. Из Польши отряды городской и сельской бедноты устремлялись на помощь чехам. Под знаменем гуентства началось движение в отдаленной Фландрии. Страх охватил феодалов и духовенство во всех европейских странах. С церковных кафедр неслись яростные проклятия гуситам. Но ни проклятия, ни оружие не могли сломить силу чешских революционных армий. Все неохотней солдаты «крестоносных» войск сражались против гуситов, нередко перебегали на их сторону.
Врагам гуситов пришлось обратиться, к другому способу борьбы. Они воспользовались той рознью, которая существовала между правым и левым крылом гуситского движения. «Умеренные», вытеснив немцев и завладев церковными имуществамм, боялись дальнейшего углубления революционного движения и были готовы искать соглашения с недавними, врагами.
Путем: дипломатических интриг европейской реакции, предводимой католической церковью, удалось внести раскол в ряды гуситов, отколов от него умеренных («чашников»). Собравшийся в 1431 г. Базельский собор вступил в переговоры с чашниками и в результате некоторых уступок заключил, с ними соглашение. Это повело к окончательному расколу в среде гуситства, а вскоре и к разгрому его левого крыла («таборн-тов») при Липанах (1434).
Пятнадцатилетняя героическая борьба чешского крестьянства и городской бедноты: закончилась поражением, как и другие антифеодальные восстания средневековья. Отобрание церковных имуществ и вытеснение немцев из городского управления было выигрышем лишь для чешских феодалов и зажиточных горожан. Но гуситское движение вызвало могучий, подъем национального чувства и содействовало развитию национальной культуры Чехии. Оно вызвало рост революционных настроений в среде крестьянства и .городской бедноты далеко за пределами страны. Переход Чехии, во. владение основной опоры социальной и религиозной реакции в Европе — австрийских Габсбургов (1526 г.) готовил новые тяжелые испытания для чешской нации.
Непрерывной борьбой с немецкими феодалами отмечена вся история средневековой Польши. Уже первым польским князьям пришлось отстаивать независимость своей страны от немцев. Используя наступившую в XII в. удельную раздробленность Польши, они постепенно оттесняют ее исконные границы с Одера и его западных притоков на восток, в бассейн Варты и Вислы. Немецкие' и датские феодалы стремились оттеснить поляков от Балтийского моря.
Немцы проникают и на восточные берега lESl ^Ет^Ба?™ " Укрепляв близ устья Запад-ной Двины. Уже в All в. немецкие купцы стали вести грабительскую торговлю с эстами и ливами ж основывать фактории в их землях. За ними последовали немецкие проповедники, стремившиеся насаждать христианство и собирать налоги в пользу церкви всевозможными способами, не исключая насилия' и обмана. С начала XIII в. немецкая колонизация Восточной Прибалтики приняла широкие размеры при деятельной помощи пап, рассчитывавших на новые источники влияния и дохода. Иннокентий III призвал христианское рыцарство к крестовому походу против ливонских язычников. Епископ Альберт основал в 1201 г. город Вигу и с благословения папы учредил новый духовно-рыцарский орден Меченосцев. Германский император Оттоя IV дал епископу Рижскому в лен Ригу с ее областью (на которую у него не было никаких нрав). В Прибалтику стало стекаться множество всякого рыцарского сброда, жаждавшего земельных захватов и легкого обогащения. Началось насильственное, сопровождавшееся кровавыми событиями, обращение местного населения (племен куров, ливов, эстов) в христианство. По обыкновению использовались распри между отдельными племенами, которые не сумели объединиться против общего врага. Немецкие феодалы старались натравливать одни племена на другие. «Если бы эти племена были единодушны, -— отмечает Маркс, — то -христианско-германская скотская, культура была
бы .вышвырнута вон»