Другим распространенным условием договоров было обязательство возврата награбленного имущества.
Договоры, как международные, так и междукняжеские, утверждались, как сказано, целованием креста и обычно заключались в форме «крестных грамот». Расторжение договора выражалось в том, что посол бросал крестные грамоты и уезжал. Естественно, что гарантия крестного целования была лишь условной, поскольку вся она держалась только на уважении к предмету культа и носила исключительно моральный характер. В 1152 г. галицкий князь Владимир Волсдаревич не выполнил договора, скрепленного целованием «креста св. Стефана». Когда Изяслав послал к нему одного из своих приближенных с «крестными грамотами» напомнить о его клятве, то он отвечал пренебрежительно: «Сей ли крестец мал!» «Кня-же, — сказал ему на это посол, — если крест мал, то сила его велика», и напомнил вольнодумцу, что он целовал не. простой, а чудотворный крест, к если отступи? от клятвы, принесенной на этом кресте, то «не будет жив». На это Владимир хладнокровно ответил: «Вы о том досыта '.молвили, а теперь полезь вон!»
Таким образом, одного крестного целования было недостаточно. Для большего впечатления клятву приносили на «раке», т. е. у гробницы того или иного почитаемого святого, например, у раки патронов княжеской Династии «святых» Бориса и. Глеба. Наконец, прибегали к требованию заложников, или «талей». Обычно выдачей заложников с обеих сторон обеспечивалось соблюдение договора половцами, которых русские всегда подозревали в коварстве. Заложниками же обеспечивался правильный ход предварительных переговоров с половцами,. Так, в 1095 г. пришли половецкие ханы Итларь и Кытан для переговоров в Переяславль к Владимиру Мономаху и стали вне города. Владимир дал «в тали» своего сына Святослава, а Итларь с лучшей дружиной вошел в город.
На следующее утро ничего на подозревавшего Итларя со свитой зазвали в избу к одному из княжеских дружинников, заперли и через разобранную крышу перестреляли всех из луков.
После завоевания и опустошения Русской Международные земля монголо-татарами международное отношения значение русских княжеств очень пошатнулось Юго-западные и частично западные русские земли подпали постепенно под власть Литвы и Польши и на долгое время утратили свою самостоятельность. Только в нашу эпоху с воссоединением Западной Украины я Западной Белоруссии возродилась национальная независимость этих областей. Северо-Восточная Русь, отрезанная немецкими рыцарями и Литвою от общения о Западной Европой, угнетенная татарским игом, которое «не только подавляло, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой» 1, была почти совершенно оторвана от общения с другими народами. В течение XIV и даже первой половины XV в, международные отношения Северо-Восточной Руси ограничивались почти исключительно Золотой Ордой, Византией, Литвой и торговыми сношениями Новгорода с немецкой, датской и шведской Прибалтикой.
Связь Северо-Восточной Руси о Византией поддерживалась через посредство русской церкви, зависимой от константинопольского патриарха. Отношения с Литовским великим княжеством определялись необходимостью обезопасить русские земли от наступления литовских феодалов.
Сношения Новгорода-,с прибалтийскими городами, вступившими в XIII в. в сильный Ганзейский союз, велись в тех же направлениях, какие намечались в договорах XII и XIII вв. С Шведско-Норвежским королевством шла у Новгорода и военная и дипломатическая борьба за Карелию, исстари входившую в состав новгородских владений. Пограничные споры были урегулированы русско-птведским договором «о вечном мире», заключенным в Ореховце в 1323 г. Через три года русско-норвежским договором 1326 г. были подтверждены и права Новгорода на дань с саамов. Характерная особенность новгородских договоров XIV—XV вв. заключалась в том, что хотя они и писались от имени великого князя, но фактически заключались выборными властями боярской республики, каковой был в то время Новгород, — епископом, посадником и тысяцким, иногда при-участии представителей «концов» (на которые делился город) и отдельных разрядов новгородского населения.
Решающим моментам во внешней политике северо-восточных русских княжеств были в эту эпоху их отношения к Золотой Орде.