Наконец, соглашение, явившееся людной победой паны, было достигнуто и торжественно оглашено (1439 г.). Некоторые из греков отказались дать свои подписи. Флорентийская уния встретила решительное сопротивление у большей части греческого духовенства и народа. Многие из подписавших'унию греческих духовных лиц взяли свои подписи обратно. Резкий протест против унии поднялся на Руси. Известно, как был принят в Москве ревностный сторонник унии Исидор, которому пришлось потом бегством спасаться в Рим. Унию отказались признать восточные патриархи — иерусалимский, александрийский и антиохийский.
Новая попытка возродить унию была сделана почти накануне падения Константинополя, в 1452 г., когда последний византийский император Константин XI обратился с последним призывом о помощи к Западу. Но помощи он не получил, и Константинополь пал 29 мая 1453 г. Падение древней столицы Восточной Римской империи произвело потрясающее впечатление на всем Западе.
«Соборное движение» не осуществило своей прямой цели — обновления католической церкви, «reformatio ge'neralis eccle-siae incapite etin membris», главным органом которого должны были стать соборы. Но это движение обнаружило с полной ясностью, что «универсальная» церковь средневековья изжила себя и что будущее принадлежит растущему национальному государству, стремящемуся превратить церковь в свое политическое орудие.
Одновременно с церковными соборами и
коигреады XV в. стали собираться и чисто светские конгрессы для урегулирования международных споров и столкновений. Одним из самых ранних конгрессов такого рода был съезд государей Восточной Европы в Луцке (на Волыни) в 1429 г. На нем присутствовали король римский Сигизмунд, король польский Владислав (Ягай-ло), великий князь литовский Витовт, папский легат, послы византийского императора, короля датского, Тевтонского ордена. Конгресс был. созван по инициативе Витовта и Сигизмунда и ставил перед собой важнейшие задачи — борьбу с надвигавшейся турецкой опасностью и урегулирование отношений между Польшей, Литвой и Тевтонским орденом. Но ни одна из этих задач не получила удовлетворительного разрешения! был созван конгресс в Аррсе для выработки условий с Англией и Францией. Кроме представителей обеих с к там присутствовали посол -Вазельского собора, легат императора, Кастилии, Арагона, Наварры и Пор Неаполя и Сицилии, Польши, Дании, Кипра, Бре-i 11 Голландии, герцога Бургундского, герцога Миланского, не достиг своей цели, но он оказал содействие закрытого мира между Францией и Бургундией.
Юстиниановы сборники были посвящены частному, гражданскому праву и лишь мимоходом касались международных отношений. Глоссаторы стремились применить нормы гражданского права и к международным отношениям, и поэтому у них международное право еще не могло выделиться в особую, самостоятельную область науки о праве. Применение норм гражданского права к области международных отношений было возможно для глоссаторов потому, что они, как идеологи империи, рассматривали всю католическую Европу как одно государство, подвластное императору Священной Римской империи, наследнику римских цезарей, и споры между отдельными государствами рассматривали как споры между частными лицами, подданными императора. Такого рода подход к международным спорам облегчался и тем, что в феодальном обществе средневековья не существовало грани между частным и публичным правом, вотчина была маленьким государством и государство — большой вотчиной. Поэтому споры между государствами разрешались, как споры между вотчинниками, международные договоры рассматривать как частные обязательства. Же зрения до конца было трудно, так. как далеко государства Запада признавали свою зависимость нельзя было вполне игнорировать -государств пределами Западной Европы. Не находятся луказаний в римском праве, глоссаторы в таких случаях «естественным правом».
под которыми понимались нормы, данные ли общие всем -народам. У -глоссаторов может учений, касающихся отдельных институтов права, например морского, посольского и пра^а з-о-лны. А^дро-сов международного црава -не могло не касаться и церковное, «каноническое» право, важнейшим памятником которого является сборник, составленный около середины XII