Между ними происходила постоянная борьба за равнину Райчур, где находились алмазные копя, и за господство над всем югом Индии. В начале XVI в. государство Бахмани распалось на пять султанатов с мусульманскими династиями. Эти. пять султанатов продолжали борьбу с Виджаянагаром и в то же время воевали между собой. .В течение полувека Виджаянагару удавалось заключать союзы с одними султанатами против других, хотя среди мусульман Южной Индии продолжали действовать антивиджая-лагарские призывы к войне с «неверными». В 1565 г. обстановка в Южной Индии изменилась: мусульманские султанаты объединились, и их войска нанесли решающее поражение Виджаянагару,
Тем временем в результате крестьянских восстаний и сепаратистских действий феодалов Делийский султанат распался.. В 1525 г. Бабур, выходец из Ферганы, основал в Северной Индии новую династию, получившую у европейцев название Великих Моголов. После смерти Бабура раздоры его сыновей, 'Между которыми он поделил свои владения, дали возможность афганцам из области Бихар изгнать династию из Индии. Старший сын Бабура, Хумаюн, бежал в Иран и, несколько лет прожив при дворе иранского шаха Тахмаспа, уговорил его предоставить Хумаюну армию для отвоевания Индии и афганских земель, обещав за это уступить Ирану город Кандагар, запиравший проходы в Мидию с запада, имеются данные, что Хумаюн также обещал сделать государственной религией в своих владениях исповедываемый в Иране шиизм. Однако, утвердившись с помощью иранских войск в афганских горах, а потом и в Дели, Хумаюн поспешил отобрать обратно Кандагар, а суннизм остался господствующим толком ислама при его дворе.
Хумаюн правил Дели немногим более года, когда несчастный случай оборвал его жизнь. Опекуну его малолетнего сына Акбара удалось победить всех соперников и значительно расширить владения Великих Моголов в Индии. При этом борьба велась не только против индусских, но и мусульманских княжеств. При осаде одного города муллы вышли из него с Кораном в руках, моля' о милосердии, но, хотя войсками Акбара командовал тоже бывший мулла, он приказал перебить врага, невзирая на «священную книгу» мусульман..
Хотя нормы мусульманского права оставались в силе первое время при Акбаре, но, стремясь завоевать Раджпутану и привлечь к себе индуеов-раджпутов, лучших воинов в Индии, Акбар стал действовать не только военным, но и дипломатическим путем. Беспощадно уничтожая сопротивлявшиеся ему раджпутские крепости, разрушая там индусские храмы и строя башни из черепов своих врагов, Акбар одновременно предлагал раджлутским князьям союз на основах вассалитета. Взяв себе в жены раджпутских княжон, Акбар породнился с рядом династий. Во договорам, дружественным раджпутеккм князьям предоставлялось право по-нрежнему управлять своими владениями, но при условии уплаты дани. Тем знатным радж-: путам, которые со своими отрядами поступали к Великому Моголу на службу, Акбар предоставлял земельные пожалования (джагнры), как и своим, мусульманским военачальникам. Специально оговаривалась в договорах свобода вероисповедания как для раджпутских военачальников, так и для княжон, взятых в гарем Акбара. Кроме того, указывалось, что раджпутские князья освобождаются от посылки девушек-родственниц в Дели на новогодний базар, являвшийся по существу смотринами красавиц для гарема Великого Могола.
Так раджпутские отряды влились в армию Акбара и помогли ему завоевать весь Индостан и часть Декана. Вместе с тем дружба с раджлутами-индусами впервые толкнула Акбара па измоиеиие его религиозной политики в сторону веротерпимости. .1.5 связи с отходом Акбара от (ряда. принципов ислама у гюго завязалась оживленная переписка с другими мусульманскими государями — Ирана, Османской империи, Бухары. Послания этим правителям, написанные везиром Акбара Абу-Фаздом, считались образцом стиля дипломатической перепискии. во многих рукописных списках хранятся ов Индии, Средней Азии, Афганистане, Иране, Турции и в других мусульманскихстранах. Они написаны пышным слогом, содержат восхваления пророка Мухаммеда и государя, отправлявшего послание,некоторые места написаны [рифмованной прозой или стихами,часто .рассыпаны колкие намеки но адресу противников, ,
Попытки Моголов изгнать португальцев (владевших тремя фортами) с индийской земли не увенчались успехом.; Португальцы властвовали на мо|ре, а у Великих Моголов не было своего флота. Даже для паломничества к «святым местам» ислама — в Мекку и Медину — Моголам приходилось испрашивать разрешение -у португальцев.